alex54sar (alex54sar) wrote,
alex54sar
alex54sar

Category:

«Остальные страны поддержали бы войну с Турцией»:

румынская пресса о возможной реакции России в случае закрытия черноморских проливов

Автор: Евгений Люшилин

В Турции с конца июня ведётся строительство Стамбульского канала протяжённостью 45 км и стоимостью $25 млрд. Начало возведения обходного по отношению к черноморским проливам маршрута было настороженно воспринято в соседних странах.

Как отмечается в румынском издании Romania Military, во-первых, Дарданеллы и Босфор не являются территориальными и внутренними водами Турции, хотя географически они находятся в пределах её границ. Это обусловлено тем, что Анкара не ратифицировала UNCLOS (Конвенцию ООН по морскому праву) из-за «вечных» споров с Грецией из-за островов в Средиземном море.

Во-вторых, движение через проливы регулируется Конвенцией Монтрё, которая гарантирует бесплатный, не облагаемый никакими сборами транзит гражданских судов (кроме случаев лоцманской проводки) и предусматривает ограничения по тоннажу и времени нахождения военных кораблей в Чёрном море.

Со слов автора, Анкара, возводя обходной канал, как раз надеется обойти эти «табу». Однако он поясняет, что Турция не имеет юридических оснований для наложения запрета на движение торговых судов через проливы. При этом желание «лёгкой наживы» уже привело к тому, что в Анкаре был поставлен вопрос о возможном выходе из Конвенции Монтрё. Автор полагает, что также прогнозируемо бойкотирование данного соглашения без его формальной денонсации путём постановки различных бюрократических препятствий для судов, избравших для перехода проливы, а не канал. Но в обоих случаях Анкару ожидает жёсткая реакция.

«Закрытие проливов можно рассматривать как акт войны, в случае участия в которой России она оказалась бы права, а остальные страны прямо или негласно поддержали бы Москву», - указывается в Romania Military.

В румынской прессе указывается на серьёзные отличия между возводимым Стамбульским каналом и другими подобными объектами. Так, судоходство по Дунаю является бесплатным, что регулируется Белградской конвенцией от 1948 года. При этом Румыния построила платный Дунайский канал, выводящий суда в Чёрное море. Он сокращает длину перехода на 400 км, существенно экономя время и топливо.

«Но в случае со Стамбульским каналом, в чём состоит экономическая логика? Вы должны раскошелиться, не экономя время и топливо? Турки хотят попросить денег за услугу, доступную, согласно Конвенции, бесплатно. Ну разве это бизнес?» - риторически вопрошает автор.

Со своей стороны тоже зададимся вопросом: кто помешает Турции, не ссорясь с Россией и не выходя из Конвенции, заставлять другие страны пользоваться каналом? Тем более, что государства, расположенные на Чёрном море, сложно назвать дружелюбными по отношению к РФ, и Москве нет особого резона вступаться за них перед Анкарой.



Канал "Стамбул"

Источник:

Tags: Конвенцией Монтрё, канал "Стамбул"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments